Закон Украины №5144 предусматривает дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 111-1 «Колаборационная деятельность»

АО «КАНОН» и ООО «Юридическое бюро «КАНОН» даже в условиях военного времени продолжают работать, прежде всего мы и дальше будем сообщать Вам о последних важных изменениях в законодательстве Украины.

Так, в сегодняшней статье мы проанализируем Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты (об установлении уголовной ответственности за коллаборационную деятельность) № 5144 от 24.02.2021 г.

 

Закон был принят 3 марта, сейчас он направлен на подпись Президенту.

 

Закон Украины №5144 предусматривает дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 111-1 «Колаборационная деятельность»:

 

  1. Публичное возражение гражданином Украины осуществление вооруженной агрессии против Украины, установление и утверждение временной оккупации части территории Украины или публичные призывы гражданином Украины к:

1) поддержки решений и/или действий государства-агрессора, вооруженных формирований и/или оккупационной администрации государства-агрессора;

2) сотрудничества с государством-агрессором, вооруженными формированиями и/или оккупационной администрацией государства-агрессора;

3) непризнание распространения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Украины, –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет.

  1. Добровольное занятие гражданином Украины должности, не связанной с исполнением организационно-распорядительных или административно хозяйственных функций, в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории, в том числе во оккупационной администрации государства-агрессора, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
  2. Осуществление гражданином Украины пропаганды в учебных заведениях, независимо от типов и форм собственности, с целью содействия осуществлению вооруженной агрессии против Украины, установлению и утверждению временной оккупации части территории Украины, избежать ответственности за осуществление государством-агрессором вооруженной агрессии против Украины, а также действия граждан Украины , направленные на внедрение образовательных стандартов государства-агрессора в таких учебных заведениях, наказываются исправительными работами сроком до двух лет или арестом сроком до шести месяцев, или лишением свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет.
  3. Передача материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированием, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора, и/или ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора наказывается штрафом до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества.
  4. Добровольные занятия гражданином Украины должности, связанной с исполнением организационно-распорядительных или административно – хозяйственных функций, в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории, в том числе в оккупационной администрации государства-агрессора, или добровольное избрание в такие органы, а также участие в организации и проведении незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории или публичные призывы к проведению таких незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества или без таковой.
  5. Организация и проведение мероприятий политического характера и/или осуществления информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором и/или его оккупационной администрацией, направленных на поддержку государства-агрессора, его оккупационной администрации или вооруженных формирований и/или избегание им ответственности за вооруженную агрессию против Украины, при отсутствии признаков государственной измены, активное участие в таких мероприятиях, наказывается лишением свободы сроком от десяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества или без таковой.
  6. Добровольное занятие гражданином Украины должности в незаконных судебных или правоохранительных органах, созданных на временно оккупированной территории, а также добровольное участие гражданина Украины в незаконных вооруженных или военизированных формированиях, созданных на временно оккупированной территории, и/или в вооруженных формированиях государства-агрессора или предоставления таким помощи в ведении боевых действий против Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, добровольческих формирований, которые были образованы или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, карается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества или без таковой.
  7. Совершение лицами, указанными в частях пятой – седьмой настоящей статьи, действий или принятие решений, повлекших гибель людей или наступление других тяжких последствий, наказывается лишением свободы на срок пятнадцать лет или пожизненным лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от десяти до пятнадцати лет и с конфискацией имущества или без таковой.

 

Примечание. 1. В части первой настоящей статьи публичным считается распространение призывов или выражение возражения к неопределенному кругу лиц, в частности в сети Интернет или посредством средств массовой информации.

  1. В части шестой этой статьи под мерами политического характера понимаются съезды, собрания, митинги, походы, демонстрации, конференции, круглые столы и т.д.
  2. В части шестой настоящей статьи под осуществлением информационной деятельности понимается создание, сбор, получение, хранение, использование и распространение соответствующей информации.
  3. Тяжелыми последствиями в части восьмой настоящей статьи считается ущерб, в тысячу и более раз превышающий не облагаемый налогом минимум доходов граждан.”.

 

В широком смысле, в призме данной статьи, под термином коллаборационизм следует понимать какие-либо действия сознательно и добровольно совершенные гражданином Украины с целью содействия оккупационному режиму и/или государству-агрессору.

 

Относительно проявлений коллаборационизма субъектами хозяйствования следует проанализировать часть 4 этой статьи Уголовного кодекса Украины.

 

Эта часть статьи определяет уголовно наказуемую передачу оккупанту материальных ресурсов и/или производства хозяйственной деятельности совместно с органами оккупационных властей, вооруженными формированиями агрессора или другими незаконными формированиями.

 

Считаю, что под термином «передача» в призме данной статьи следует понимать самое добровольное передача ценностей, ресурсов других активов определенным в статье субъектам. Это может выражаться в заключении соглашений с оккупационными властями, вооруженными силами оккупанта или другими незаконными формированиями, достижением с ними согласия в спектре осуществления субъектом хозяйствования деятельности в оккупации. Процесс такой хозяйственной деятельности должен выражаться в совместной деятельности предприятия и врага, а результат такой деятельности будет способствовать действиям оккупанта, помогать им.

 

Например, предприятие оказывает юридическую помощь оккупационным властям; в сотрудничестве с оккупационными властями предоставляет консультации и разъяснение положений международного права с целью оправдания действий оккупанта на оккупированной территории; лоббирование интересов квази-образований на оккупированной территории с целью установления здесь нового государственного устройства. Или, например, предприятие, основным видом деятельности которого является передача в аренду собственного или арендованного имущества, будет предоставлять это имущество в аренду оккупационным властям, вооруженным формированием агрессора или другим незаконным образованием. В то же время следует понимать, что принудительное занятие производственных мощностей оккупантом не составит состава преступления, поскольку это осуществляется без активного участия (без сотрудничества) субъекта хозяйствования.

 

На мой взгляд, состав преступления по этой части статьи 111-1 будет следующим:

Субъект: уполномоченное лицо субъекта (директор, учредитель, главный бухгалтер, лица, уполномоченные доверенностью и т.п.).

Объект: государственный суверенитет, национальная безопасность Украины, экономическая безопасность Украины.

Субъективная сторона: вина посредством прямого умысла (хотя, в конкретно ч. 4, возможен и непрямой умысел (когда лицо понимает негативный характер деяний, но надеется, что он не наступит), здесь я не пришел к однозначному выводу – .прим *)

Объективная сторона:

  • Передача материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированием, созданным на временно оккупированной территории и/или вооруженным или военизированным формированием государства-агрессора.
  • Проведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора.

 

По другим действиям, которые могут быть совершены гражданами Украины и за которые установлена уголовная ответственность.

 

Что нельзя делать (для удобства ниже понятия «оккупант» будет олицетворять понятие государство-агрессор, вооруженные формирования государства-агрессора, оккупационная администрация государства-агрессора и др.):

  1. Публичное отрицание осуществления вооруженной агрессии оккупантом против Украины. Под публичным возражением следует понимать призывы (выступления, обращения, опубликование постов в сети интернет и т.п.), которые предусматривают хотя бы одно открытое обращение к неопределенному кругу лиц, в котором высказываются идеи, взгляды или требования, направленные на то, чтобы путем распространения их среди населения или его отдельные категории (представителей власти, военнослужащих и т.д.) склонить определенное количество лиц к определенным действиям. В таком случае склонить к сотрудничеству с оккупантом, помощи оккупанту, оправдание его преступлений и т.д.
  2. Сотрудничество с оккупантом. Считаю, что под термином сотрудничество в данном случае следует понимать активные действия граждан, помогающих оккупанту достичь той или иной цели, в короткой или долгой перспективе.
  3. Непризнание распространения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями.
  4. Добровольные занятия гражданином Украины должности, не связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно хозяйственных функций, в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории. В узком смысле организационно-распорядительные и административно хозяйственные функции – это функции руководства и управления.
  5. Пропаганда в учебных заведениях с целью содействия осуществлению вооруженной агрессии против Украины, установлению и утверждению временной оккупации части территории Украины, избежать ответственности за осуществление государством-агрессором вооруженной агрессии против Украины. Также содействие установлению учебных стандартов страны агрессора в учебных заведениях Украины.
  6. Передача материальных ресурсов оккупанту и хозяйственной деятельности совместно с оккупантом.
  7. Добровольные занятия гражданином Украины должности, связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно – хозяйственных функций в оккупационных органах власти. То есть возглавления квази-формирований/учреждений, созданных оккупантом на оккупированной территории.
  8. Организация и проведение мероприятий политического характера и/или информационной деятельности в сотрудничестве с оккупантом. Под мерами политического характера в первую очередь здесь следует понимать проведение митингов или других собраний, а также проведение выборов/референдумов на оккупированной территории. Под осуществлением информационной деятельности следует понимать распространение любыми средствами и способами информации, которая поддерживает деятельность оккупанта, оправдывает агрессию оккупанта и/или помогает оккупанту уйти от ответственности за совершенные преступления.
  9. Добровольные занятия гражданином Украины должности в незаконных судебных или правоохранительных органах, созданных на временно оккупированной территории, а также добровольное участие гражданина Украины в незаконных вооруженных или военизированных формированиях, созданных на временно оккупированной территории и/или вооруженных формированиях оккупанта.

Март, 2022 год

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню