Вслед за повышением штрафов планируют изменить порядок проведения трудовых проверок

В декабре прошлого года Верховной Радой принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 № 1774-VIII.

   Данным Законом предоставлено органам местного самоуправления право проводить проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и занятости населения и инициировать проведение проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

  Кроме указанного, Закон установил новые размеры штрафов, которые могут применяться к субъекту хозяйствования в случае нарушения законодательства о труде и занятости населения.

   Для реализации указанного Закона, Государственная служба Украины по вопросам труда (далее Гоструда) подготовила и 11 января 2017 обнародовала проект постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины” О местном самоуправлении в Украине ” .

 Постановлением предлагается утвердить Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

   Проведя анализ приведенного проекта Порядка мы попытались выделить основные вопросы и разъяснить когда к вам могут прийти инспекторы труда и чего от них можно ожидать.

  Указанный порядок предусматривает, что Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения осуществляют инспекторы труда путем проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций.

  Порядком исчерпывающе конкретизируются основания при которых инспекторы могут проводить инспекционные посещения и при наличии хотя бы одного из следующих оснований руководство органа контроля по результатам рассмотрения материалов самостоятельно принимает решение о целесообразности проведения соответствующих мероприятий.

     К таким случаям относятся:

1) обращением работника о возбуждении в отношении него законодательства о труде и занятости населения; (Представление работником жалобы или заявления о нарушении)

2) обращению физического лица, в отношении которого возбуждено правила оформления трудовых отношений; (Подачи жалобы или заявления о нарушении лицом, которому отказали в трудоустройстве, или которая приступила к выполнению трудовых обязанностей без оформления трудовых отношений)

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений; (Рейдовые проверки)

4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде и занятости населения;

5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде и занятости населения;

6) по информации Госстата и его территориальных органов (о наличии задолженности по выплате заработной платы), Фонда социальной защиты инвалидов и его отделений (относительно нарушения требований статей 19 и 20 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” (в случае если численность работающих инвалидов меньше, чем установленная законом), государственной службы занятости (о нарушении законодательства о занятости населения), ДФС и ее территориальных органов (по оформлению трудовых отношений), Пенсионного Фонда Украины и его территориальных органов (по оплате взносов).

   Также, инспектор труда может самостоятельно или по заявлению руководителя объекта проверки принять решение о необходимости посещения работодателя с целью информирования и работников о наиболее эффективных способах соблюдения законодательства о труде и занятости населения, мониторинга состояния его соблюдения, в том числе по оформлению трудовых отношений.

   Порядком также определен срок проведения проверки. В частности продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспекции не может превышать десяти рабочих дней, для объектов микро- предпринимательства и малого предпринимательства – двух рабочих дней. Установленный срок может продлеваться по мотивированному решению руководителя органа контроля.

    Кроме того положением определено достаточно широкие полномочия инспектора при проведении проверки к которым относится право:

– беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток осуществлять инспекционные посещения и проходить в любых помещений объекта посещения, в которых используется наемный труд;

– знакомиться с любыми документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и занятости населения, содержащие информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом проверки.

 – наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде и занятости населения, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;

  – привлекать работников правоохранительных органов;

 – фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;

    Инспектор может требовать предоставления рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками.

  В случае невыполнения требований инспектора или создание объектом посещения препятствий в деятельности инспектора труда, отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по месту нахождения, отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и занятости населения, составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения с указанием соответствующих причин, который по возможности подписывается руководителем объекта посещения или другим уполномоченным лицом.

  По результатам проведенной проверки (в последний день проверки), в случае отсутствия нарушений инспектором составляется справка о проведенной проверке.В случае обнаружения каких-либо нарушений составляется акт о нарушении и предписание об устранении выявленных нарушений. Также по результатам рассмотрения всех материалов проверки инспектор может принять меры по привлечению виновного лица к установленной законом ответственности.

    Данным порядком предусмотрена возможность обжалования предписания или требования в десятидневный срок с даты их получения.

     Следует указать, что данный порядок не утвержден и в течение месяца с момента его обнародования Государственная служба Украины по вопросам труда принимает предложения и замечания к проекту и возможно будут внесении существенные изменения в его текст поскольку некоторые пункты повестки противоречат действующему законодательству в частности ст. 10 ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», которая определяет права субъекта хозяйствования во время осуществления государственного надзора.

ООО “Юридическое бюро “Канон”

февраль 2017 г.

 

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню