Сроки подачи антикорупционной е-декларации 2017 заканчиваются…

Свыше трех месяцев назад первые лица страны, хоть и без особого удовольствия, но вынуждены были опубликовать свои доходы в электронных декларациях. Обнародованы объемы имущества не только поразили, но и вызвали много вопросов относительно законности источников приобретенного богатства .

  Напомним, с 01 января 2017 г. стартовала уже вторая волна обязательного е-декларирования имущественного состояния депутатов, чиновников, должностных лиц и руководителей предприятий, которая заканчивается уже 1 апреля 2017 года.

   Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК) отметило, что во время этой волны наряду с декларантами первого этапа подавать электронную отчетность финансового характера за 2016 год вынуждены будут также следующие декларанты:

  • депутаты всех местных советов (областные, городские, районные в городах, районные, поселковые, сельские советы);
  • государственные служащие категории “В” (специалисты, ведущие и главные специалисты в органах исполнительной власти, другие должностные лица не ниже руководителей структурных подразделений и их заместителей);
  • должностные лица местного самоуправления 4-7 категорий (руководители управлений и отделов исполкомов, секретари городских советов, городские головы городов районного значения, сельские и поселковые головы и тому подобное);
  • военные должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других военных формирований;
  • все полицейские;
  • лица рядового или начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, подразделений гражданской защиты, ГБР, НАБУ;
  • должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, других государственных органов;
  • должностные лица юридических лиц публичного права – те, кто выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в государственных и коммунальных учреждениях, учреждениях или предприятиях, то есть не только руководители или их заместители (например: руководители подразделений, заведующие отделов государственных и коммунальных учреждений, заведений и организаций, главные врачи, руководители и заместители организаций и их структурных подразделений, начальники цехов, заведующие отделами, лица, которые руководят участками работ, – мастера, прорабы, бригадиры и т. п).

 Необходимо напомнить, что согласно положений статьи 46 настоящего Закона декларированию подлежат в частности, объекты недвижимости, транспортные средства, которые принадлежат субъекту декларирования и членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность, либо находятся у них в аренде или на ином праве пользования, независимо от формы заключения сделки, в результате которой приобретено такое право.

   То есть, Закон предусматривает обязанность указывать в декларации отдельные объекты, которые принадлежат субъекту декларирования или члену его семьи на праве пользования. Как пример, такими правами пользования могут быть: аренда, сервитуты, право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), право застройки земельного участка (суперфиций), удержание, залог, пользование на основании доверенности, в том числе генеральной доверенности, другие права, предусмотренные законом.

   Следует обратить внимание, что если имущество(недвижимость, транспортные средства, земельный участок) выбыло из собственности субъекта декларирования путем отчуждения, однако не перерегистрированно на нового владельца в соответствии с требованиями действующего законодательства, то такое имущество также нужно будет отражать в декларации.

  Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно Закона Украины «О внесении изменений к некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 № 1774-VIII изменился расчет порога декларирования для отдельных объектов декларирования.

   В частности, внесены изменения в статью 46 Закона Украины «О предотвращении коррупции», согласно которой с 1 января 2017 года при указании сведений о ценном движимом имуществе, полученных (начисленных) доходах в виде подарков, имеющихся денежных активах, финансовых обязательствах, расходах и сделках установленный Законом порог декларирования определяется в размере прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года, что на 01.01.2017 года составляет 1600 гривен. Такие изменения касаются предоставления деклараций за 2017 год.

  Наряду с этим, при заполнении деклараций за 2016 год применяется размер минимальной заработной платы, установленный на 1 января 2016 года (1378 гривен). Обращаем внимание, что декларированию подлежат только те объекты декларирования, стоимость (размер )которых  превышает сумму, составляющую эквивалент определенного количества минимальных заработных плат в месячном размере.

    Например, движимое имущество (кроме транспортных средств) указывается, если его стоимость превышает 100 МЗП(по состоянию на 1 января 2016 года 137800 грн.); денежные активы указываются, если их совокупная стоимость превышает 50 МЗП(68900 грн.); расходы указываются, если размер расходов превышает 50 МЗП(68900 грн.), подарки, если их стоимость превышает размер 5 МЗП(6890 грн).

    Следует подчеркнуть, что в отличие от прочего ценного движимого имущества, сведения о транспортных средствах и других самоходных машинах и механизмах указываются в декларации независимо от их стоимости.

     Аналогичные требования касаются и декларирования финансовых обязательств субъекта декларирования и членов его семьи в отношении полученных кредитов, ссуд, безвозвратных финансовых пособий.При этом, в декларации указываются те финансовые обязательства, которые являются действительными по состоянию на последний день отчетного периода, даже если такое обязательство возникло до начала отчетного периода.

     Также, с 1 января 2017 года субъекты декларирования обязаны в течение 10 дней сообщать НАПК о существенных изменениях в своем  имущественном состоянии, если полученный ими доход или приобретенное имущество превышают сумму в размере 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года. По состоянию на 01.01.2017 года эта сумма составляет 80 тыс. гривен.

   И на последок, не следует забывать, что умышленное непредставление или несвоевременное представление декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера влечет за собой возможность применения к такому субъекту декларирования административной и уголовной ответственности, предусмотренной ст. 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях и ст. 366-1 Уголовного кодекса Украины.

    Однако, пока ни к одному из субъектов декларирования, что отчитались в 2016-2017 годах  какие-либо меры воздействия не применены, поскольку достоверность и правдивость предоставленной ими информации еще до сих пор проверяется. А будут  ли применяться такие меры воздействия к недобросовестным декларантам  – покажет время.

Евгения Руссу

юрист ООО «Юридическое бюро «Канон»

Март 2017

 

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню