Аттестация экс – милиционеров в первый год службы в полиции является незаконной

Пленумом Высшего административного суда Украины на заседании 29 сентября 2016 года была проанализирована судебная практика дел по исками бывших работников милиции, которые выразили желание проходить службу в полиции и были назначены на должности полицейских, относительно обжалования увольнения их с должности по результатам аттестации (постановление от 29.09.2016 №11 http://www.vasu.gov.ua/plenum/post plenum/postanova plenumu 11 29-09-2016/ ).

Пленум судей сделал вывод о том, что положения статьи 12 Закона Украины “О профессиональном развитии работников” являются общими (базовыми) относительно регулирования отношений из аттестации работников и не противоречат положением Закона Украины “О Национальной полиции”, а поэтому распространяются на отношения по аттестации полицейских.

Так в частности, ст. 12 Закона Украины “О профессиональном развитии работников” определяет категории работников, которые не подлежат аттестации. Абзацем 1 ч.1 ст.12 отмеченного закона установлено, что работники, которые отработали в соответствующей должности меньше одного года аттестации не подлежат. Приведенное положение распространяется на аттестацию полицейских.

Следовательно, если полицейский проработал в должности меньше одного года, то проведенная аттестация относительно него в этот период является противоправной.

Также, по мнению суда, результаты тестирования уровня теоретических знаний полицейского не имеют решающего значения и должны оцениваться вместе с другими материалами, которые были поданы к аттестации.

В соответствии с положениями Инструкции о порядке проведения аттестации полицейских если материалы аттестации полицейского удостоверяют, что по результатам тестирования он действительно набрал количество баллов меньше минимального уровня, результаты такого тестирования в обязательном порядке учитываются аттестационной комиссией при принятые решения по результатам аттестации. Но аттестационная комиссия обязана оценивать доказательства в их совокупности ( не только результаты тестирования) и делать свои заключения на достоверных доказательствах.

В частности, необоснованным, а следовательно, таким, которое подлежит отмене, следует считать решение (заключение) аттестационной комиссии в случае, когда:

– аттестационная комиссия не предоставила суду доказательств в подтверждение обстоятельств, которые в решении (заключении) аттестационной комиссии считаются установленными. В частности, не предоставлено сведений, полученных во время собеседования с полицейским, и сведений из открытых источников, на которые аттестационная комиссия ссылается как на доказательства низкого уровня мотивации полицейского относительно дальнейшей работы, низкого профессионального уровня/потенциала полицейского, незнания им законодательной базы;

            – решение (заключение) аттестационной комиссии не содержит выводов относительно обстоятельств, предусмотренных пунктом 16 раздела ІV Инструкции о порядке проведения аттестации полицейских, и факта соответствия полицейского требованиям, которые предъявляются к нему как к лицу, которое состоит в соответствующей должности;

– негативная оценка деловых, профессиональных, личных качеств полицейского, его образовательного и квалификационного уровней, что предоставлена аттестационной комиссией, не согласовывается с доказательствами о позитивной оценке относительно этого же полицейского. При этом, аттестационной комиссией не приведено мотивов неучета таких доказательств.

– набор полицейским по результатам тестирования количества баллов меньше минимально необходимого уровня, или  негативные результаты тестирования на полиграфе аттестационная комиссия оценивала без учета  остальных доказательств;

– данные из сети Интернет относительно полицейского были взяты аттестационной комиссией к сведению несмотря на то, что их достоверность не установлена и не подтверждена соответствующими доказательствами и выводами  компетентных органов.

Относительно права полицейского обжаловать решение аттестационной комиссии судьями отмечено следующее. Анализ положений Инструкции о порядке проведения аттестации полицейских удостоверяет, что решение (заключение) аттестационной комиссии о том, что полицейский не отвечает занимаемой должности и подлежит освобождению из службы в полиции через служебное несоответствие, является безусловным основанием для увольнения такого полицейского.

Из изложенного следует, что решение (заключение) аттестационной комиссии влияет на права аттестованного, следовательно, может быть предметом обжалования в суд. А приказ об увольнении будет считаться правомерным до тех пор, пока будет оставаться действующим решение (заключение) аттестационной комиссии, на выполнение которого этот приказ был принят.

Так же может быть предметом обжалования в суд приказ руководителя органа полиции об увольнении полицейского, поскольку такой приказ является формой выполнения соответствующего решения (заключения) аттестационной комиссии.

Автор:

Инна Салата

юрист ООО «Юридическое бюро «КАНОН»

октябрь  2016 г.

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню