Принятие решения общего собрания участников ООО путем опроса

По действующему украинскому законодательству высшим органом общества с ограниченной ответственностью (т.е. ООО) является общее собрание участников, на котором могут решаться любые вопросы, касающиеся деятельности такого общества.

Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания участников, указанные в ст. 30 Закона Украины “Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” № 2275-VIII от 06.02.2018 (далее – Закон), а также в уставе каждого общества. Так, к исключительной компетенции общего собрания участников относятся: определение основных направлений деятельности общества; распределение чистой прибыли общества, решение вопроса о выплате дивидендов участникам; изменение размера уставного капитала; избрание и прекращение полномочий наблюдательного совета общества/отдельных членов наблюдательного совета или единоличного исполнительного органа общества/членов коллегиального исполнительного органа, установление размера их вознаграждения; перераспределение долей между участниками общества; принятие решений о выделении, слиянии, разделении, присоединении, ликвидации и преобразовании общества и т.д.

Согласно законодательству Украины каждый участник ООО (лично или через своих представителей) имеет право присутствовать на общем собрании участников, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по таким вопросам. При этом, если другое не предусмотрено уставом общества, то такой участник имеет количество голосов, пропорциональное размеру его доли в уставном капитале общества.

Фактически проведение общего собрания участников предусматривает совместное присутствие участников такого ООО в одном месте для обсуждения вопросов повестки дня. Есть вариант проведения собрания в режиме видеоконференции, при условии, что есть возможность видеть и слышать всех участников общего собрания одновременно.

По общему правилу решение общего собрания участников принимается открытым голосованием.

Также украинское законодательство предусматривает возможность, чтобы участник общества мог принять участие в общем собрании участников путем предоставления своего волеизъявления относительно голосования по повестке дня в письменной форме, где подлинность подписи участника общества на таком документе должна быть заверена нотариально. Такую процедуру называют “заочное голосование”.

Согласно ст. 36 указанного выше Закона решение общего собрания участников может быть принято путем опроса. Рассмотрим особенности такового принятия решений.

Прежде всего, заметим, что ч. 2 ст. 36 настоящего Закона установлен список решений, которые не могут быть приняты по такой процедуре. К ним относятся следующие:

1) избрание и прекращение полномочий членов наблюдательного совета и исполнительного органа;

2) внесение изменений в устав общества, принятие решения об осуществлении деятельности обществом на основании модельного устава;

3) слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование общества, утверждение уставов правопреемников;

4) ликвидацию общества;

5) определение размера уставного капитала и размеров долей участников общества в случаях, предусмотренных законодательством;

6) исключение участника из общества.

То есть, на законодательном уровне установлен четкий перечень вопросов, которые не могут быть решены, используя процедуру принятия решения путем опроса.

Акцентируем внимание, что каждое общество в своем уставе может предусмотреть и другие дополнительные решения, которые не могут быть приняты таким образом.

Относительно порядка принятия решений путем опроса отметим следующее.

Инициатор опроса (участник общества или исполнительный орган) посылает всем участникам соответствующий запрос с проектом решения по предложенному вопросу или вопросам. В таком запросе обязательно должны быть указаны два момента: первый – это адрес, на который участники общества должны отправить свой ответ и принятые решения, а второй – срок, в течение которого они должны это сделать.

Если участник ООО согласен с предложенным решением, он подписывает проект решения и направляет его инициатору в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса. При этом заметим, что такое согласие участника общества с принятым решением должно быть безусловным.

Действующим законодательством Украины не предусмотрена необходимость нотариального заверения подлинности подписи участника общества на таком согласии, однако это требование может быть предусмотрено в уставе ООО.

Отправка участникам запросов и/или наоборот отправка участником согласия с принятым решением может осуществляться не только стандартно на почтовый адрес, но и с применением средств электронных коммуникаций, определенных в уставе.

Что касается подсчета голосов для принятия решения путем опроса, то отметим следующее.

Во-первых, не учитываются при подсчете результатов голосования ответы, полученные по истечении установленного срока, или такие, содержание которых не позволяет установить волеизъявление участника общества относительно поднятого инициатором вопроса.

Во-вторых, если за решение проголосовали все участники общества, то оно считается принятым, отметим, что датой принятия решения является последний день срока, в течение которого участники должны были прислать свои ответы инициатору письменного решения, если иное не установлено уставом общества.

Инициатор опроса обязан изложить принятое решение в письменной форме, а также приложить к нему копии ответов всех участников общества. После этого инициатор обязан отправить это всем участникам общества в порядке, установленном для отправки запросов, в течение 10 дней с даты истечения срока принятия им ответов от участников общества.

Еще одной обязанностью, возложенной на инициатора опроса, является передача им подписанных письменных решений, полученных от участников общества, исполнительному органу общества. Они скрепляются, хранятся вместе и приобретают статус протокола. По желанию решение, принимаемое путём опроса, может быть оформлено в виде единого письменного документа, который подписывают все участники общества.

Однако, подытоживая все вышесказанное, хотим акцентировать внимание на том, что каждое общество в своем уставе может прописать другие правила и требования для принятия решения путем опроса, в частности, установить, кто может выступать в роли инициатора, определить другой срок для направления согласия с принятым решением, урегулировать другие вопросы процедуры проведения опроса, или вообще исключить возможность принятия решения путем опроса.

По действующему украинскому законодательству высшим органом общества с ограниченной ответственностью (т.е. ООО) является общее собрание участников, на котором могут решаться любые вопросы, касающиеся деятельности такого общества.

Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания участников, указанные в ст. 30 Закона Украины “Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” № 2275-VIII от 06.02.2018 (далее – Закон), а также в уставе каждого общества. Так, к исключительной компетенции общего собрания участников относятся: определение основных направлений деятельности общества; распределение чистой прибыли общества, решение вопроса о выплате дивидендов участникам; изменение размера уставного капитала; избрание и прекращение полномочий наблюдательного совета общества/отдельных членов наблюдательного совета или единоличного исполнительного органа общества/членов коллегиального исполнительного органа, установление размера их вознаграждения; перераспределение долей между участниками общества; принятие решений о выделении, слиянии, разделении, присоединении, ликвидации и преобразовании общества и т.д.

Согласно законодательству Украины каждый участник ООО (лично или через своих представителей) имеет право присутствовать на общем собрании участников, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по таким вопросам. При этом, если другое не предусмотрено уставом общества, то такой участник имеет количество голосов, пропорциональное размеру его доли в уставном капитале общества.

Фактически проведение общего собрания участников предусматривает совместное присутствие участников такого ООО в одном месте для обсуждения вопросов повестки дня. Есть вариант проведения собрания в режиме видеоконференции, при условии, что есть возможность видеть и слышать всех участников общего собрания одновременно.

По общему правилу решение общего собрания участников принимается открытым голосованием.

Также украинское законодательство предусматривает возможность, чтобы участник общества мог принять участие в общем собрании участников путем предоставления своего волеизъявления относительно голосования по повестке дня в письменной форме, где подлинность подписи участника общества на таком документе должна быть заверена нотариально. Такую процедуру называют “заочное голосование”.

Согласно ст. 36 указанного выше Закона решение общего собрания участников может быть принято путем опроса. Рассмотрим особенности такового принятия решений.

Прежде всего, заметим, что ч. 2 ст. 36 настоящего Закона установлен список решений, которые не могут быть приняты по такой процедуре. К ним относятся следующие:

1) избрание и прекращение полномочий членов наблюдательного совета и исполнительного органа;

2) внесение изменений в устав общества, принятие решения об осуществлении деятельности обществом на основании модельного устава;

3) слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование общества, утверждение уставов правопреемников;

4) ликвидацию общества;

5) определение размера уставного капитала и размеров долей участников общества в случаях, предусмотренных законодательством;

6) исключение участника из общества.

То есть, на законодательном уровне установлен четкий перечень вопросов, которые не могут быть решены, используя процедуру принятия решения путем опроса.

Акцентируем внимание, что каждое общество в своем уставе может предусмотреть и другие дополнительные решения, которые не могут быть приняты таким образом.

Относительно порядка принятия решений путем опроса отметим следующее.

Инициатор опроса (участник общества или исполнительный орган) посылает всем участникам соответствующий запрос с проектом решения по предложенному вопросу или вопросам. В таком запросе обязательно должны быть указаны два момента: первый – это адрес, на который участники общества должны отправить свой ответ и принятые решения, а второй – срок, в течение которого они должны это сделать.

Если участник ООО согласен с предложенным решением, он подписывает проект решения и направляет его инициатору в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса. При этом заметим, что такое согласие участника общества с принятым решением должно быть безусловным.

Действующим законодательством Украины не предусмотрена необходимость нотариального заверения подлинности подписи участника общества на таком согласии, однако это требование может быть предусмотрено в уставе ООО.

Отправка участникам запросов и/или наоборот отправка участником согласия с принятым решением может осуществляться не только стандартно на почтовый адрес, но и с применением средств электронных коммуникаций, определенных в уставе.

Что касается подсчета голосов для принятия решения путем опроса, то отметим следующее.

Во-первых, не учитываются при подсчете результатов голосования ответы, полученные по истечении установленного срока, или такие, содержание которых не позволяет установить волеизъявление участника общества относительно поднятого инициатором вопроса.

Во-вторых, если за решение проголосовали все участники общества, то оно считается принятым, отметим, что датой принятия решения является последний день срока, в течение которого участники должны были прислать свои ответы инициатору письменного решения, если иное не установлено уставом общества.

Инициатор опроса обязан изложить принятое решение в письменной форме, а также приложить к нему копии ответов всех участников общества. После этого инициатор обязан отправить это всем участникам общества в порядке, установленном для отправки запросов, в течение 10 дней с даты истечения срока принятия им ответов от участников общества.

Еще одной обязанностью, возложенной на инициатора опроса, является передача им подписанных письменных решений, полученных от участников общества, исполнительному органу общества. Они скрепляются, хранятся вместе и приобретают статус протокола. По желанию решение, принимаемое путём опроса, может быть оформлено в виде единого письменного документа, который подписывают все участники общества.

Однако, подытоживая все вышесказанное, хотим акцентировать внимание на том, что каждое общество в своем уставе может прописать другие правила и требования для принятия решения путем опроса, в частности, установить, кто может выступать в роли инициатора, определить другой срок для направления согласия с принятым решением, урегулировать другие вопросы процедуры проведения опроса, или вообще исключить возможность принятия решения путем опроса.

 

АО “КАНОН”, январь, 2022 год

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню