Относительно установления «зеленого» тарифа на электрическую энергию для субъектов хозяйственной деятельности

За последние годы все более актуальным становится вопрос использования альтернативных источников энергии. К такой категории источников относятся, во-первых, восстановительные – энергия солнечная, ветровая, геотермальная, гидротермальная, аэротермальная, энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазовых, а во-вторых, вторичные энергетические ресурсы – доменный и коксовый газы, газ метан дегазации угольных месторождений, преобразования сбросного энергопотенциала технологических процессов и тому подобное.

   Согласно действующему законодательству об энергосбережении и охране окружающей среды в Украине осуществляется стимулирование производства и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников, которое заключается в применении экономических рычагов и стимулов с целью расширения использования альтернативных источников энергии, а также создания благоприятных экономических условий для сооружения объектов альтернативной энергетики.

  Как один из способов стимулирования производства электрической энергии из таких источников является введение «зеленого» тарифа.

  В призме Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии» под ним понимают специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, в частности на введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), из альтернативных источников энергии (а с использованием гидроэнергии – только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями).

   Если говорить своими словами, то «зеленый» тариф – это механизм, предназначенный для поощрения населения для выработки электроэнергии из альтернативных источников энергии с правом продажи на  оптовом рынке электрической энергии Украины излишков такой энергии. То есть, собственная электростанция не только позволяет экономить на оплате за потребленную электроэнергию, но и дает возможность еще и неплохо подзаработать.

   Уровень «зеленого» тарифа для каждого вида энергии определен на законодательном уровне и устанавливается Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее – НКРЭКУ), согласно утвержденного Постановлением НКРЭКУ от 2 ноября 2012 № 1421 Порядка установления, пересмотра и прекращения действия «зеленого» тарифа на электрическую энергию для субъектов хозяйственной деятельности и частных домохозяйств.

   Действие указанного Порядка распространяется:

1) на субъектов хозяйствования, которые получили или намерены получить лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии в установленном законодательством порядке и производят электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии – произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями).

2) на частные домохозяйства, объекты электроэнергетики (генерирующие установки) которых производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения и / или энергии ветра, величина установленной мощности которых не превышает 30 кВт.

    Рассмотрим  порядок установки действия «зеленого» тарифа субъекту хозяйствования.

  Так, субъект хозяйствования, который хочет установить такой тариф, подает в НКРЭКУ заявление, а также другие документы, которые определенны пунктом 2.1 раздела II указанного Порядка. Следует отметить, что такое заявление можно подавать одновременно с заявлением на выдачу лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии.

  Если заявителем предоставлено неполный пакет документов, то заявление об установлении «зеленого» тарифа не рассматривается. Об этом НКРЭКУ уведомляет субъекта хозяйствования в письменной форме в 5-дневный срок со дня поступления таких документов в НКРЭКУ и возвращает их.

   В соответствии с пунктом 2.3 раздела II Порядка срок рассмотрения заявления об установлении «зеленого» тарифа и приложенных к нему документов составляет 30 календарных дней со дня поступления. В течение этого времени соответствующее структурное подразделение НКРЭКУ рассматривает представленные документы, готовит и подает материалы на заседание НКРЭКУ. После этого принимается решение об установлении или отказе в установлении «зеленого» тарифа. О результатах рассмотрения заявителю письменно сообщают в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

  Заметим, что предоставление субъектом хозяйствования недостоверной информации в представленных документах является основанием для отказа в установлении «зеленого» тарифа.

   Следует отметить, что «зеленый» тариф устанавливается для каждого субъекта хозяйствования, который производит электрическую энергию из альтернативных источников энергии по каждому виду альтернативной энергии и для каждого объекта электроэнергетики (или для каждой очереди строительства электростанции (пускового комплекса). При этом, действующим законодательством определено, что «зеленый» тариф действует до 1 января 2030 включительно. Его фиксированный минимальный размер устанавливается путем перечисления в евро «зеленого» тарифа, рассчитанного по правилам, определенным в законодательстве, на 1 января 2009 года по официальному валютному курсу Национального банка Украины на указанную дату.

   Таким образом, субъект хозяйствования, который получил или намерен получить лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии и производит электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии, кроме случаев, предусмотренных законодательством, может установить «зеленый» тариф, обратившись к НКРЭКУ с соответствующим заявлением.

ООО “Юридическое бюро “КАНОН”,

ноябрь,2018

 

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню