О полномочиях органов местного самоуправления по выявлению нетрудоустроенных лиц

Распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021 созданы рабочие группы по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения, а также утверждено положение о данных рабочих группах.

Согласно ст. 144 Конституции Украины, органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории.

Так, согласно пп. 1 п. б) ч. 1 ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении», к делегированным полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности.

В Положении о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения указано, что рабочая группа имеет право осуществлять обследование субъектов хозяйствования, зарегистрированных или действующих на территории районов города, соблюдения нормативно-правовых актов в сфере труда и занятости населения, с целью выявления фактов использования наемного труда граждан без оформления трудовых отношений.

К сожалению, положением не конкретизировано, что именно имеется в виду под термином «обследование предприятия».

Каких-либо других конкретных прав, в отношении осуществления контроля в сфере хозяйственной деятельности у данной рабочей группы нет.

В таком случае следует обратить внимание, что согласно предписаний ч. 2 ст. 19 КонституцииУкраины,органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и Законами Украины.

Данная норма Основного Закона устанавливает обязанность органов государства и местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности исключительно действующим законодательством Украины, их деятельность должна быть максимально полно и точно регламентирована с целью предупреждения возможности причинения вреда личности, обществу или государству.

Итак, исходя из норм Положения о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения утвержденного распоряжением Херсонского городского главы №26Р от 27.01.2021, лица, которые включены в состав рабочей группы, имеют право исключительно обследовать помещения предприятия и не имеют права на истребование документов, ознакомление с трудовыми книжками, приказами и другими документами, включая и право на получение объяснений от лиц, находящихся на территории предприятия.

В случае, если члены рабочей группы, например, делают опросы работника магазина, субъект хозяйствования имеет право указать им на то, что нормами Положения о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения утвержденного распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021 рабочая группа не уполномочена на осуществление любых иных действий кроме обследования предприятия.

Вместе с тем следует обратить внимание, что Кабинетом Министров Украины, Постановлением №823 от 21.08.2020, утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, меры государственного контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов.

Меры контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются инспекторами труда исполнительных органов городских советов, городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений) (далее – исполнительные органы советов) в форме, определенной абзацем первым настоящего пункта.

То есть, инспекторами труда исполнительных органов городских советов могут осуществляться меры контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений в форме инспекционных посещений.

Основания инспекционного посещения перечислены в п. 5 Порядка и среди них отсутствует распоряжение городского главы и/или направление рабочей группой городского совета и/или любые другие документы, которые созданы во исполнение выше рассматриваемого акта Херсонского городского главы.

В п. 10 Порядка указанные права инспекторов труда при инспекционном посещении, среди которых:

  • право доступа к любым помещениям предприятия;
  • ознакомление с документами, в которых содержится информация о предмете инспекции;
  • отбор объяснений у руководителя предприятия и/или его работников;
  • привлечение сотрудников правоохранительных органов при условии наличия признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда;
  • на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками;
  • аудио, видео фиксации инспекционного посещения;
  • получения информации от органа государственной власти.

П. 13 Порядка определены права субъектов хозяйствования, являющихся объектами инспекционного посещения, в частности это:

  • проверка инспектора труда на наличие служебного удостоверения;
  • получения копии направления на проведение инспекционного посещения.

Учитывая указанное, в случае осуществления мероприятия контроля в отношении субъекта хозяйствования по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, последний должен проверить основания осуществления такого контроля.

В случае посещения субъекта хозяйствования членами рабочей группы, последние имеют права, предусмотренные Положением о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения утвержденного распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021, что олицетворяются исключительно в осуществлении обследования предприятия.

В случае же посещения субъекта хозяйствования инспекторами труда, субъекту хозяйствования в первую очередь необходимо убедиться в законности осуществления такого мероприятия контроля и попросить предоставить служебные удостоверения и копию направления на проведение инспекционного посещения. При соблюдении этих обязательств со стороны инспекторов труда, субъект хозяйствования обязан способствовать их правам, определенным п. 10 Порядка.

Следует иметь в виду, что поскольку в рабочие группы созданных распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021 включены должностные лица, в частности Гоструда, ПФУ и ГНС Украины, информация от них, полученная в ходе обследования предприятия может быть основанием для осуществления инспекционного посещения учитывая п. 5 Порядка.

Отдельно следует акцентировать внимание на п. 3.3 Положения о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения утвержденного распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021 в соответствии с которым, рабочая группа имеет право при необходимости привлекать к обследованиям представителей средств массовой информации, работников правоохранительных органов и миграционной службы для установления личности опрашиваемого и его гражданства.

В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О национальной полиции», полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в следующих случаях:

1)   если лицо обладает внешним признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;

2)   если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;

3)   если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;

4)   если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;

5)   если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;

6)   если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

Учитывая указанную норму закона, п. 3.3 Положения о рабочих группах по вопросам легализации оплаты труда и занятости населения утвержденного распоряжением Херсонского городского головы №26Р от 27.01.2021 сложно согласуется с полномочиями полицейского.

АО “КАНОН”

январь, 2021 г.

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню