Конституционное право на доступ к правосудию

Конституционное право на доступ к правосудию не является безграничным. Целью суда (правосудия) является защита нарушенных прав, свобод и интересов, принадлежащих непосредственно лицу, обратившемуся за защитой (его субъективных прав). Поэтому заинтересованное лицо должно доказать (а суд – установить), что истцу принадлежат права, свободы или законные интересы, для защиты которых он обратился в суд.

В соответствии со ст. 55 Конституции Украины, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Согласно ч. 2 ст. 4 ХПК Украины, юридические лица и физические лица – предприниматели, физические лица не являющиеся предпринимателями, государственные органы, органы местного самоуправления имеют право на обращение в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав и законных интересов по делам отнесенным законом к юрисдикции хозяйственного суда, а также для принятия предусмотренных законом мер, направленных на предотвращение правонарушений.

Ч. 1 ст. 4 ГПК Украины предусмотрено, что каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или законныхинтересов.

Согласно ч. 1 ст. 5 КАС Украины, каждый человек имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или законные интересы.

Таким образом защиты в судах общей юрисдикции подлежат именно нарушены права, свободы или законные интересы.

Следовательно, право лица на обращение в суд не является безусловным. Определенными статьями предусмотрена возможность обращения в суд только на основании фактического нарушения права и/или интереса лица.

Решением Конституционного суда Украины по делу №18-рп/2004, по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины, относительно официального толкования отдельных положений части первой статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Украины (дело о охраняемом законом интересе) регламентировано, что понятие “охраняемый законом интерес”, которое употребляется в части первой статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Украины и других законах Украины находящееся в логически-смысловй связи с понятием “права”, надо понимать как стремление к пользованию конкретным материальным и/или нематериальным благом, как обусловленный общим содержанием объективного и прямо не опосредованное в субъективном праве простоелегитимнное разрешение, является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, которые не противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и другим общеправовыми принципам.

Конституционный суд Украины отмечает, что «охраняемый законом интерес» является правовым феноменом, который:

а) выходит за пределы субъективного права;

б) является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны;

в) имеет целью удовлетворения осознанных индивидуальных и коллективных потребностей;

г) не может противоречить законам Украины, общественным интересам, общепризнанным принципам права;

д) означает стремление (не юридическую возможность) к пользованию в пределах правового регулирования конкретным материальным и/или нематериальным благом;

е) рассматривается как простое легитимное разрешение, то есть, не запрещен законом.

В постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 02.03.2017 по делу №910/12557/16 определено, что решая спор, суд должен дать объективную оценку наличия нарушенного права или интереса на момент обращения в хозяйственныйсуд,а также определить соответствует ли избранный истцом способ защиты нарушенного права тем, которые предусмотрены законодательством и обеспечит такой способ защиты восстановлению нарушенного права истца.

Согласно постановлению Верховного Суда от 08.07.2020 по делу №363 / 2968/16, суд должен выяснить характер спорных правоотношений сторон (предмет и основание иска), характер нарушенного права и возможность его защиты в выбранный им способ.

Верховный Суд в постановлении от 29.01.2020 по делу №320/6373/16 указал, что обращение в суд является способом защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов лица, поэтому она должна доказать (а суд – установить), что истцу принадлежат права, свободы или законные интересы, для защиты которых она обратилась в суд.

Согласно позиции Верховного Суда изложенной в постановлении от 15.08.2019 по делу №1340/4630/18,отсутствие нарушенного права или несоответствие выбранного истцом способа его защиты способам определенным законодательством, является основанием для принятия судом решения об отказе в иске.

П. 19 постановления Большой Палаты Верховного Суда от 21.08.2019 по делу №9901/283/19 определено, что гарантированное статьей 55 Конституции Украины и конкретизировано в законах Украины право на судебную защиту предполагает возможность обращения в суд за защитой нарушенного права, но требует, чтобы нарушение, о котором утверждает истец, было обоснованным. Такое нарушение прав должно быть реальным, касаться индивидуально выраженных прав или интересов лица, и должно утверждать об их нарушении.

Отдельно следует уделить внимание вопросу наличии интереса у лица, которое оспаривает индивидуальный акт органа власти.

Понятие акта индивидуального действия раскрывается в Информационном письме Высшего административного суда Украины №781/11/13-10 от 01.06.2010.

Согласно абз. 5 п. 1.1. вышеприведенного Письма, главной чертой индивидуальных актов является их конкретность, а именно: четкое формулирование конкретных юридических волеизъявлений субъектами административного права которые выдают такие акты; решения с помощью данных актов конкретных, а именно индивидуальных дел или вопросов, возникающих в сфере государственного управления; четкая определенность адресата – конкретного лица илилиц;возникновение конкретных административно-правовых отношений, обусловленных этими актами.

П. 34 постановления Большой Палаты Верховного Суда от 21.08.2019 по делу №9901/283/19 определено, что право на обжалование индивидуального акта субъекта властных полномочий предоставлено лицу, в отношении которого этот акт принят или прав, свобод и интересов которой он непосредственно касается.

 

АО “КАНОН”

январь, 2021 год

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню