Уже все слышали о тотальной фискализации деятельности физических лиц – предпринимателей с 2022 года. Однако все ли без исключения ФЛП должны использовать фискальный регистратор расчетных операций в своей деятельности? Давайте разберемся.
Согласно пункту 177.10 статьи 177 НК Украины, физические лица – предприниматели применяют регистраторы расчетных операций согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Пунктом 296.10 статьи 296 НК определено, что регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций (РРО/ПРРО) не применяются плательщиками единого налога первой группы.
Таким образом, если вы находитесь на I группе единого налога, обязательное осуществление расчетов через РРО/ПРРО на вас не распространяется.
Как было отмечено выше, применение РРО/ПРРО осуществляется в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Исключение о возможности осуществления деятельности без РРО/ПРРО можно условно разделить на две группы: осуществление расчетной операции с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций вместо РРО/ПРРО; осуществление деятельности без использования РРО/ПРРО или расчетных книг и книг учета расчетных операций.
Согласно статье 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций и расчетные книги не применяются в следующих случаях:
1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) предприятий, организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением доходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования (пункт 1 статьи 9 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”).
Налоговики в Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗИР» разъясняют, что для применения вышеприведенного пункта статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», к продукции собственного производства относится производимая продукция реализуется самим предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной или наемной рабочей силы.
2) при выполнении банковских операций, кроме:
сделок по торговле валютными ценностями в наличной форме, если такие операции выполняются не в кассах банков;
операций коммерческих агентов банков и небанковских предоставлятелей платежных услуг и их коммерческих агентов по приему наличных денег для выполнения платежных операций с использованием программно-технических комплексов самообслуживания, кроме программно-технических комплексов самообслуживания, позволяющих пользователю осуществлять исключительно операции по получению средств (пункт 2 статьи 9 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”).
3) при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов и на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером, номинальной стоимостью, а также при продаже билетов государственных лотерей через электронную систему принятия ставок, контролируемой в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений (пункт 4 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).
Например, в отношении автомобильного транспорта налоговики в Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗИР» разъясняют, что билет, выдаваемый уполномоченным лицом на продажу билетов, должен соответствовать требованиям Приказа Министерства транспорта и связи Украины от 25 мая 2006 года N 503, Об утверждении Типовых. форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования.
Относительно железнодорожного транспорта билет должен отвечать требованиям общего Приказа Министерства инфраструктуры Украины и Министерства доходов и сборов Украины №331/37 от 30.05.2013 «Об утверждении Порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте».
Отдельно следует отметить, что в отношении проездных билетов метрополитена следует применять п. 10 настоящей статьи.
При соответствии талона, билета, квитанции и т.п. соответствующему нормативно-правовому акту, устанавливающему унифицированную или типовую форму такого талона, предприятие может не использовать РРО/ПРРО при осуществлении этой деятельности.
4)при продаже товаров (оказании услуг) плательщиками единого налога (физическими лицами – предпринимателями), не применяющими регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций в соответствии с Налоговым кодексом Украины (пункт 6 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общепита и услуг»).
5)при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней) наличные средства на рынках (пункт 9 статьи 9 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”).
6)при продаже в киосках, из лотков и разносок газет, журналов и других изданий, листовок, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена (пункт 10 статьи 9 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”).
7)при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса (пункт 11 статьи 9 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”).
8)если в месте получения товаров (оказания услуг) операции по расчетам в наличной форме не производятся (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т.п.) (пункт 12 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).
9)при осуществлении расчетов за услуги при проведении таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств (пункт 14 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).
Понятие «банковские системы дистанционного обслуживания и/или сервисы перевода средств» не определено действующим законодательством. В письме НБУ от 15.01.2021 №57-0010/3184 «Об расчетах с помощью “банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств”» указывается, что НБУ не является уполномоченным органом на толкование этих понятий и предложено обратиться в ГНС. В то же время, в указанном письме приводится ряд норм, с которыми НБУ связывает понятие банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств”.
Так, в упомянутом письме указано, что законодательство Украины не содержит определений терминов/понятий “сервис перевода средств” и “банковские системы дистанционного обслуживания”. В то же время в Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Украины 21.01.2004 № 22, содержится определение термина “система дистанционного обслуживания”, охватывающего системы типа “клиент – банк”, “клиент – Интернет – банк” , “телефонный банкинг”, “платежное приложение” и другие системы дистанционного обслуживания, которые на основании дистанционных распоряжений клиента могут выполнять функции предоставления информационных услуг согласно перечню, указанному в договоре между банком и клиентом, совершение операций по счету клиента. К системам дистанционного обслуживания относятся, в частности, Приват24, Сбер24/7 и т.д. К “сервисам перевода средств”, по нашему мнению, можно отнести сервисы Liqpay, Portmone, iPay, Wayforpay и другие, позволяющие потребителям произвести оплату товаров (услуг), в том числе дистанционно.
Относительно осуществления деятельности без использования РРО/ПРРО, однако с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций следует проанализировать статью 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Согласно статье 10 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”, перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/ или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций, а также предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (оказание услуг), при превышении которого применение регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций является обязательным, устанавливаются Кабинетом Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной экономической политики, формирование и реализацию государственной финансовой политики. Расчетные книги не применяются в случаях осуществления предпринимательской деятельности, определенных статьей 9 настоящего Закона.
То есть, эта статья нам говорит, что физическое лицо-предприниматель, осуществляя определенный вид деятельности, может не применять фискальные РРО/ПРРО, однако применять расчетные книги и книги учета расчетных операций.
Расчетная книга это должным образом сброшюрованная и прошнурованная книга, зарегистрированная в контролирующих органах, содержащая номерные расчетные квитанции, выдаваемые покупателям в определенных настоящим Законом случаях, когда не применяются регистраторы расчетных операций или программные регистраторы расчетных операций.
Книга учета расчетных операций – это прошнурованная и надлежащим образом зарегистрированная в контролирующих органах книга, содержащая ежедневные отчеты, составляемые на основании соответствующих расчетных документов по движению наличных средств, товаров (услуг).
Фактически использование в деятельности расчетных книг и книг учета расчетных операций это аналог РРО/ПРРО, однако в этом случае вся необходимая информация в расчетные документы вносится непосредственно субъектом хозяйствования или его работником в отличие от применения РРО/ПРРО, где этот процесс автоматизирован.
Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 №1336 «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”».
Заметьте: согласно п. 21 указанного Постановления его действие не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами. Продавать алкогольные напитки и табачные изделия, которые являются подакцизными товарами в соответствии с п. 215.1 НКУ, без РРО запрещено.
Этот перечень устанавливает 27 отдельных форм и условий проведения деятельности, в которых возможно использование расчетных книг и книг учета расчетных операций вместо РРО/ПРРО.
- Розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизных товаров), осуществляемая физическими лицами – предпринимателями, уплачивающими единый налог.
Согласно разъяснениям налоговиков в Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗИР», с целью применения физическими лицами – предпринимателями – плательщиками единого налога книг учета расчетных операций и расчетных книг к продовольственным товарам относятся товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначены для использования человеком в качестве пищи, бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также биологически активные добавки.
- Розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины,авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений
При применении этого пункта Перечня необходимо обратить внимание на соответствие вашей деятельности Правилам работы мелкорозничной торговой сети, утвержденным приказом приказом Министерства внешних связей и торговли Украины от 8 июля 1996 года №369.
- Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа).
- Розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляемого предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства.
- Продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах вузов, в столовых и буфетах предприятий УТОС и УТОГ.
- Розничная торговля, общепит и бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел.
- Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и медицинских и ветеринарных услуг на территории села.
- Продажа товаров (по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по предоставлению Мининфраструктуры) и предоставление услуг почтовыми отделениями и пунктами связи в селах.
- Продажа газет, журналов, конвертов, листовок, знаков оплаты почтовых услуг, другой печатной продукции на предприятиях почтовой связи, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров.
- Продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда в электротранспорте, на морских и речных судах.
- Предоставление бытовых услуг на территории села, по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантен, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больным и пожилым людям, фотографированию, ремонту квартир, приготовлению пищи, стирке белья, химической чистки, ремонта обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами – предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) и не использующих труд наемных лиц.
- Пункт 12 исключен.
- Предоставление услуг библиотеками
- Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями.
- Продажа товаров по разноскам и ручным тележкам, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по представлению Мининфраструктуры.
Перечень товаров, реализуемых по разноскам и ручным тележкам, и видов услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте, которые предоставляются без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Министерства транспорта Украины от 18 февраля 2004 г. №105.
- Пункт 16 исключен.
- Розничная торговля семенами в киосках на территории деревень и поселков городского типа.
- Пункт 18 исключен.
- Прием от населения вторичного сырья и металлолома.
- Страхование имущественных и личных рисков физических лиц, производимое страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам (“Зеленая Карта”).
- Предоставление ритуальных услуг при проведении расчетов дома у заказчика.
- Производство деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг субъектами предпринимательской деятельности на территории сел и поселков городского типа, которым согласно Закону Украины “О статусе горных населенных пунктов в Украине” предоставлен статус горных.
- Предоставление медицинских услуг выездными бригадами и медицинское обслуживание на дому у заказчика.
- Организация приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при проведении расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности.
- Предоставление услуг:
по выдаче разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на основе специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрельная карточка);
по газоснабжению, водоснабжению, водоотводу и теплоснабжению в селах при условии проведения расчетов дома у потребителя.
- Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шаров с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях.
- Прием от населения и реализация через пчеловодческие торгово-заготовительные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пчеловодов.
Отдельно следует отметить, что используя расчетные книги и книги учета расчетных операций следует вписываться в годовые лимиты, установленные вышеупомянутым перечнем.
Так, для форм и условий проведения деятельности, определенных в пунктах 2, 3, 5, 6, 13, 14, 17, 22, 23, 27 перечня лимит составляет 500 тысяч гривен на одно субъект хозяйствования, а определенных в пунктах 4 и 7 перечня – 250 тысяч гривен на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (оказание услуг)).
Для форм и условий проведения деятельности, определенных в пунктах 1, 8 – 11, 15, 19 – 21, 24 – 26 перечня, предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается.
При превышении этого лимита предприятие обязано перейти на РРО/ПРРО.
Непосредственное осуществление расчетных операций в наличной и/или безналичной форме и использование расчетных книг и книг учета расчетных операций происходит согласно Порядку регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций, утвержденного Приказом Министерства финансов Украины 14.06.2016 №547.
АО “КАНОН”
декабрь, 2021 год