Дистанционное обучение в Украине

 

Полное общее среднее образование является обязательным и гарантируется Конституцией Украины (ст. 53 Конституции Украины). Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.

Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.

Согласно ст. 3 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017, в Украине исключается ограничение на образование и создаются равные условия доступа к образованию. Именно поэтому право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья, гражданства, национальности, цвета кожи, места жительства, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, политических, религиозных или иных убеждений, а также других обстоятельств и признаков.

В наше время каждый имеет право на свободный доступ к публичным образовательным, научным и информационным ресурсам, в том числе в сети Интернет, электронным учебникам и другим мультимедийным учебным ресурсам в порядке, определенном законодательством.

Согласно ст. 8 Закона Украины «Об образовании» лицо реализует свое право на образование в течение жизни путем формального, неформального и информального образования.

Формальное образование – это образование, которое приобретается по образовательным программам в соответствии с определенными законодательством уровнями образования, отраслей знаний, специальностей (профессий) и предполагает достижение соискателями образования определенных стандартов образования результатов обучения соответствующего уровня образования и получения квалификаций, которые признаются государством.

Неформальное образование – это образование, которое приобретается, как правило, по образовательным программам и не предусматривает присуждение признанных государством образовательных квалификаций по уровням образования, но может завершаться присвоением профессиональных и / или присуждением частных образовательных квалификаций.

Информальное образование (самообразование) – это образование, которое предусматривает самоорганизованое получения лицом определенных компетенций, в частности при повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или иной деятельностью, семьей или досугом.

Поскольку государство признает эти виды образования, оно создает условия для развития субъектов образовательной деятельности, предоставляющих соответствующие образовательные услуги, а также поощряет получение образования всех видов.

Статья 9 этого Закона устанавливает следующие формы получения образования:

  • институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая)
  • индивидуальная (экстернат, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);
  • дуальная.

В связи с ситуацией в стране много школьников и студентов находятся на дистанционной форме получения образования, поэтому мы решили рассмотреть более подробно эту тему и ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое дистанционное обучение?
  2. Каким образом оно реализуется?
  3. Какие преимущества и недостатки такого обучения?

Под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходит в основном за опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса в специализированной среде, которая функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Приказом Министерства образования и науки Украины от 25.04.2013 № 466 было утверждено Положение о дистанционном обучении (далее – Положение), которое отмечает, что целью дистанционного обучения является предоставление образовательных услуг путем применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий по определенным образовательным или образовательно квалификационным уровням в соответствии с государственными стандартами образования; по программам подготовки граждан к поступлению в учебные заведения, подготовки иностранцев и повышение квалификации работников.

Задачей дистанционного обучения является обеспечение гражданам возможности реализации конституционного права на получение образования и профессиональной квалификации, повышение квалификации независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места жительства в соответствии с их способностями.

Это Положение распространяется на дистанционное обучение в:

  • общеобразовательных учебных заведениях (далее – ОУЗ);
  • профессионально-технических учебных заведениях (далее – ПТУЗ)
  • высших учебных заведениях (далее – ВУЗ)
  • заведениях последипломного образования и структурных подразделениях высших учебных заведений, научных и образовательно-научных учреждений, осуществляющих последипломное образование (далее – ЗПО).

Согласно п. 2.1. Положения дистанционное обучение реализуется путем:

  • применение дистанционной формы как отдельной формы обучения;
  • использование технологий дистанционного обучения для обеспечения обучения в различных формах.

Отметим, что введение дистанционной формы обучения в ВУЗ, ЗПО возможно по согласованию с МОН Украины, а в заведениях ОУЗ, ПТУ дистанционная форма обучения вводится в соответствии с решением педагогического совета, согласованного с органом управления образованием, в сфере управления которого находится соответствующий учебное заведение (для учебных заведений коммунальной и государственной формы собственности), и при наличии кадрового и при наличии кадрового и системотехнического обеспечения, определенного ОУЗ. В то же время решение об использовании технологий дистанционного обучения в учебном процессе ОУЗ, ПТУЗ, ВУЗ, ЗПО принимается ученым (педагогической) советом учебного заведения.

Также следует отметить, что срок обучения студентов, слушателей, учеников по дистанционной форме устанавливается ВУЗ, ЗПО, ПТУЗ. Однако в соответствии с п. 2.5. Положения срок должен быть не менее, чем на дневной форме по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, направлениям подготовки и специальностям.

Учебный процесс по дистанционной форме обучения осуществляется в следующих формах: самостоятельная работа; учебные занятия; практическая подготовка (в ВУЗ) профессионально-практическая подготовка (в ПТУЗ) контрольные мероприятия.

Согласно п. 3.2. Положения основными видами учебных занятий по дистанционной форме обучения являются: лекция, семинар, урок, практические занятия, лабораторные занятия, консультации и другие.

Дистанционное обучение реализуется путем использования технологий цифровых инструментов. То есть получение учебных материалов, общения между субъектами дистанционного обучения во время учебных занятий, проводимых дистанционно, обеспечивается передачей видео-, аудио-, графической и текстовой информации в синхронном или асинхронном режиме.

В общеобразовательных школах, лицеях технологии дистанционного обучения могут использоваться при проведении занятий по сети Интернет во время карантина; изучении дополнительных (факультативных) предметов; обучении учащихся во время болезни; выполнении научно-исследовательских работ в Малой академии наук Украины; участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах; получении консультаций и тому подобное.

Обычно для обеспечения дистанционного обучения учащихся в учебном заведении могут создаваться собственные электронные образовательные ресурсы или использоваться другие электронные образовательные ресурсы, подлежащих проверке самим учебным заведением (на соответствие государственным стандартам образования, типичным образовательным и модельным учебным программам, языке образования, иным требованиям законодательства в сфере образования).

Также заметим, что педагогические, научно-педагогические работники и методисты учебных заведений, в которых организована дистанционная форма обучения, должны повышать свою квалификацию по организации и владении технологиями дистанционного обучения (не реже одного раза в 5 лет и объемом не менее 108 академических часов).

Выделим значительные преимущества дистанционного обучения:

  1. Каждый ученик становится более мобильным. Или же это студент, или это ученик – у них есть доступ к занятиям с любого места, главное требование – доступ к Интернету.
  2. Ученики, особенно студенты, развивают навыки самообучения. То есть, учатся самостоятельно искать информацию, подбирать (фильтровать) и проверять ее.
  3. Соискатели высшего образования распределяют свое учебное время самостоятельно, опираясь на курс лекций.

Однако, система дистанционного обучения имеет и свои недостатки:

  1. Не все преподаватели компетентны в работе с онлайн ресурсами.
  2. Гораздо труднее удержать контакт с учениками и студентами.
  3. Кроме того, невозможно точно проверить, именно тот человек работает, выполняет задания или это делает кто-то другой.
  4. При длительном дистанционном обучении студент перестает правильно проводить дискуссионное обсуждение.

Итак, теперь можно утверждать, что за дистанционным обучением стоит будущее, однако, чтобы такая форма образования была качественной и доступной, должны присутствовать такие факторы, как: большое количество саморазвития, наличие квалификационных и компетентных преподавателей, рациональное и правильное использование цифровых инструментов.

Октябрь, 2020

«Юридическое бюро «КАНОН»

- это юридическая компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области права.

Меню